Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОГРАММЫ ШАХМАТИСТОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ'

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОГРАММЫ ШАХМАТИСТОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
148
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CHESS SPORT / PSYCHIC PROFILE / INDIVIDUALS WITH HEALTH DEVIATIONS / SHORT TERM MEMORY / OPERATIONAL THINKING / EVALUATION FUNCTION / PSYCHOGRAPHIC METHOD / ШАХМАТНЫЙ СПОРТ / ПСИХОГРАММА / ЛИЦА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ / ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ / ОПЕРАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ОЦЕНОЧНАЯ ФУНКЦИЯ / МЕТОД ПСИХОГРАФИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Михайлова И. В., Фомина С. Н.

Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать концептуальную модель психограммы шахматистов с отклонениями в состоянии здоровья с осуществлением комплексного педагогического контроля в массовом спорте и спорте высших достижений. Методика и организация исследования. Научная работа проводилась с 2005 по 2015 г. на базе Интернет-портала «Шахматная Планета»; государственных бюджетных учреждений г. Москвы территориальных центров социального обслуживания «Алексеевский» и «Южнопортовый»; Дома шахмат Российского государственного социального университета. Экспериментальную выборку составили 1257 шахматистов с отклонениями в состоянии здоровья. Результаты исследования и выводы. Полученные результаты исследования позволили: - охарактеризовать компонентный состав и выделить основные профессионально значимые качества шахматистов с отклонениями в состоянии здоровья в тренировочно-соревновательной деятельности на основе метода психографирования; - создание критериальной базы диагностики профессионально значимых интеллектуальных и мнемических функций шахматистов; - создание индивидуализированной психодиагностической модели комплексного контроля психических свойств и состояний шахматистов с отклонениями в состоянии здоровья; - очертить перспективы адаптивного шахматного спорта как механизма социализации и социальной интеграции целевого контингента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual Model of Psychic Profile of Chessplayers with Health Deviations

Objective of the study was to develop and experimentally substantiate a conceptual model of psychic profiling for chess players with health deviations, which implied the implementation of integrated pedagogical control in mass sports and elite sports. Methods and structure of the study. The study was carried out from 2005 through 2015 on the basis of the Internet portal "Chess Planet"; Moscow state budgetary institutions; territorial centers of social services "Alekseevsky" and "Yuzhnoportovy"; Chess House of RSSU. The sample was made of 1257 chess players with health deviations. Results of the study. The findings had made it possible: - to determine the component composition and highlight the most professionally significant qualities of chess players with health deviations in the training and competitive process based on the psychic profiling method; - to set up a base of criteria for diagnostics of professionally significant intellectual and mnemonic functions of chess players; - to build an individualized psychodiagnostic model of integrated control of mental abilities and conditions of chess players with health deviations; - to outline the prospects of adaptive chess sport as a mechanism of socialization and social integration of the target contingent. Conclusion. The experiment had made it possible to transform individual’s intellectual potential into a sports result, namely: 72 chess players had the titles by the Unified Sports Classification System of Russia, 39 athletes achieved an international chess rating.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОГРАММЫ ШАХМАТИСТОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ»

концептуальная модель психограммы шахматистов с отклонениями в состоянии здоровья

УДК/UDC 796.077-056.266

Поступила в редакцию 30.10.2019 г.

Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Михайлова1 Доктор педагогических наук, доцент С.Н. Фомина1

1 Российский государственный социальный университет, Москва

conceptual model of psychic profile of chessplayers with health

deviaions

PhD, Associate Professor I.V. Mikhailova1 Dr. Hab., Associate Professor S.N. Fomina1

1 Russian State Social University, Moscow

Информация для связи с автором: [email protected]

Аннотация

Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать концептуальную модель психограммы шахматистов с отклонениями в состоянии здоровья с осуществлением комплексного педагогического контроля в массовом спорте и спорте высших достижений.

Методика и организация исследования. Научная работа проводилась с 2005 по 2015 г. на базе Интернет-портала «Шахматная Планета»; государственных бюджетных учреждений г. Москвы территориальных центров социального обслуживания «Алексеевский» и «Южнопортовый»; Дома шахмат Российского государственного социального университета. Экспериментальную выборку составили 1257 шахматистов с отклонениями в состоянии здоровья.

Результаты исследования и выводы. Полученные результаты исследования позволили:

- охарактеризовать компонентный состав и выделить основные профессионально значимые качества шахматистов с отклонениями в состоянии здоровья в тренировочно-соревновательной деятельности на основе метода психографирования;

- создание критериальной базы диагностики профессионально значимых интеллектуальных и мнемических функций шахматистов;

- создание индивидуализированной психодиагностической модели комплексного контроля психических свойств и состояний шахматистов с отклонениями в состоянии здоровья;

- очертить перспективы адаптивного шахматного спорта как механизма социализации и социальной интеграции целевого контингента.

Ключевые слова: шахматный спорт, психограмма, лица с отклонениями в состоянии здоровья, оперативная память, оперативное мышление, оценочная функция, метод психографирования.

Annotation

Objective of the study was to develop and experimentally substantiate a conceptual model of psychic profiling for chess players with health deviations, which implied the implementation of integrated pedagogical control in mass sports and elite sports.

Methods and structure of the study. The study was carried out from 2005 through 2015 on the basis of the Internet portal "Chess Planet"; Moscow state budgetary institutions; territorial centers of social services "Alekseevsky" and "Yuzhnoportovy"; Chess House of RSSU. The sample was made of 1257 chess players with health deviations. Results of the study. The findings had made it possible:

- to determine the component composition and highlight the most professionally significant qualities of chess players with health deviations in the training and competitive process based on the psychic profiling method;

- to set up a base of criteria for diagnostics of professionally significant intellectual and mnemonic functions of chess players;

- to build an individualized psychodiagnostic model of integrated control of mental abilities and conditions of chess players with health deviations;

- to outline the prospects of adaptive chess sport as a mechanism of socialization and social integration of the target contingent.

Conclusion. The experiment had made it possible to transform individual's intellectual potential into a sports result, namely: 72 chess players had the titles by the Unified Sports Classification System of Russia, 39 athletes achieved an international chess rating.

Keywords: chess sport, psychic profile, individuals with health deviations, short term memory, operational thinking, evaluation function, psychographic method.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Введение. В настоящее время в среде ученых доминирует представление об использовании в адаптивном спорте в качестве основных средств обучения и воспитания преимущественно двигательных навыков и упражнений [5]. Однако, как показывает международная и отечественная практика (прежде всего в области шахмат как вида адаптивного спорта), возникла необходимость использования в полном объеме потенциала «умственных» (по формулировке МОК) видов спорта с их преимущественно умственными навыками, действиями и абстрактно-логическими упражнениями для акту-

ализации интеллекта индивида. Удовлетворяя социальные запросы общества по созданию условий доступности и вовлечения в систематические занятия адаптивным спортом населения, именно шахматный спорт был включен в проект «Десятилетие детства» [2]. Однако в настоящее время системная социально-педагогическая ресурсность шахмат как вида адаптивного спорта недостаточно представлена в научно-методологических исследованиях не только в качестве интегративного средства для достижения высоких спортивных результатов, но и эффективного механизма развития че-

66 http //www.teoriya.ru № 1 • 2020 Январь | Yanuary

http://www.teoriya.ru

ловеческого потенциала шахматистов. Отметим тот факт, что развитие психических функций играет ключевую роль в достижении спортивного результата в шахматах.

Цель исследования - разработать и апробировать концептуальную модель психограммы шахматистов в адаптивном спорте, что обеспечит индивидуализацию спортивной дисциплины.

Методика и организация исследования. Для достижения поставленной цели был произведен контент-анализ научных работ по организации и содержанию адаптивного спорта и частных методик построения спортограмм и психограмм [1, 3, 4, 7, 9]. Был обобщен собственный спортивный, преподавательский и тренерский опыт на базе Дома шахмат Российского государственного социального университета (РГСУ) [6]. В качестве теоретико-методологического базиса были использованы теория поэтапного формирования умственных действий и понятий (П.Я Гальперин, Н. Ф. Талызина, 1968 г.), концепция программированного обучения (Б. Скиннер), концепция психографирования (В. Штерн), концепция цифровой трансформации технологий (А. Л. Кудрин). Используя дифференциальные подходы метода пси-хографирования, была построена концептуальная модель комплексной диагностики психомоторных функций шахматистов с отклонениями в состоянии здоровья (ОСЗ) [8]. Разработанная психограмма, учитывающая ряд базовых показателей, характеризующих динамику профессионально важных качеств спортсменов, позволила не только выявить индивидуализацию спортивной подготовки шахматистов, но и в целом произвести индивидуализацию этого умственного, интеллектуального вида адаптивного спорта. В рамках научно-исследовательской работы «Комплекс мероприятий, направленных на развитие профильного обучения в условиях интеграции общего и дополнительного образования "Шахматные этюды"» (Регистрационный номер НИОКРТ ААА А-А17-117071220087-2 от 12/07/2017), были представлены методические рекомендации по развитию интеллектуальных функций шахматистов с ОСЗ с учетом возраста, форм нозологии, внешних факторов и этапов соревновательно-тренировочной деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение. Детализируем концептуальную модель психограммы шахматистов в адаптивном спорте. В педагогическом эксперименте, проведенном в период 2005-2015 гг. на базе Интернет-портала «Шахматная Планета», территориальных центров социального обслуживания г. Москвы «Алексеевский» и «Южнопортовый», Дома шахмат РГСУ, приняли участие 1257 лиц от 10 до 72 лет, имеющих поражения опорно-двигательного

Таблица 1. Психограмма шахматиста

Профессионально важные качества Параметры оценки

Мнемические и интеллектуальные функции Оперативная память

Оперативное мышление

Оценочная функция

Психофизические свойства личности Личностная тревожность

Физический компонент здоровья ^-36)

Психологический компонент здоровья ^-36)

Психоэмоциональное состояние индивида Самочувствие

Активность

Настроение

Одиночество

Ситуативная тревожность

аппарата, различные нарушения слуха, зрения и сочетан-ные травмы. Для выявления ключевых трендов динамики психофизиологических состояний спортсменов была выбрана методика продольного психографирования, которая дает комплексную оценку развития личности в динамике, определяя ее устойчивые и случайные проявления [8]. Психографирование шахматистов с ОСЗ проводилось в три этапа. На первом этапе исследователями были установлены обязательные задачи и функции, подразделяемые на необходимые и достигнутые по окончании. На втором этапе формировалась система информационных взаимосвязей представленных задач и определение исполнительного алгоритма анализа каждой из задач в соответствии с требуемым уровнем развития психофизиологических качеств шахматиста. На третьем этапе были определены критерии оценки профессионально важных психологических и интеллектуальных качеств испытуемых, оказывающих наиболее существенное влияние на ход педагогического процесса. Подчеркнем, что профессионально важные качества - это совокупность психических и физических качеств индивида, необходимых и достаточных для того, чтобы успешно осуществлять профессиональную деятельность, преобразовывая интеллектуальный потенциал в спортивный результат. В целях рационализации процесса интегральной спортивной подготовки было осуществлено определение профессионально значимых качеств, которые необходимо развивать в процессе тренировочно-соревновательной деятельности. Для осуществления комплексного педагогического контроля психического и физического здоровья целевого контингента были применены общепризнанные методики анализа психологических состояний и свойств испытуемых. В процессе осуществления адаптивной спортивной подготовки функциональная модель шахматиста предполагает следующие профессионально важные качества: функционирование мнемических и интеллектуальных процессов, а именно: оперативной памяти, мышления, оценочной функции. Данный пул необходимо дополнить параметрами оценки психологических свойств и психоэмоциональных состояний шахматистов с ОСЗ. Анализ производился с помощью комплекса тестов психических состояний. Были использованы: тест «САН» (самочувствие, активность, настроение), диагностика уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Ферюсона, оценка ситуативной и личностной тревожности Ч. Спилбергера. Дополнительно была произведена оценка общего качества жизни Health Status Survey SF-36 (The Short Form-36).

Психограмма экспериментальной группы студентов-шахматистов РГСУ в 2014/15 г.

№ 1 • 2020 Январь | Yanuary http://www.teoriya.ru 67

http://www.teoriya.ru

Таблица 2. Прирост результатов экспериментальной группы студентов-шахматистов РГСУ в 2014/15 г.

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

IS CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Диагностика интеллектуальных свойств и психофизических состояний Динамика, %

Тесты оценки интеллектуальных свойств и функций +32

Тест «САН» +34

Тест субъективного уровня одиночества - 36

Тест личной и ситуативной тревожности Спилбергера -33

Тест SF-36 Физический компонент здоровья +23

Психический компонент здоровья +30

В ходе эксперимента был составлен пул продольных психограмм, имеющей различную конфигурацию в зависимости от возраста и этапа спортивной подготовки. В табл. 1 приведены параметры оценивания качеств шахматистов с учетом нозологических особенностей. На рисунке представлена типовая психограмма экспериментальной группы студентов-шахматистов РГСУ, осуществивших спортивную подготовку в период 2014/15 г. В рамках эксперимента удалось построить ряд психограмм на спортивно-оздоровительном этапе, на этапе начальной подготовки, а также на этапе спортивной специализации. Анализ результатов математико-статистической обработки данных с использованием методов средних величин и факторного анализа выявил тот факт, что на всех этапах спортивной подготовки, независимо от возраста и форм нозологий шахматистов с ОСЗ, наблюдалась положительная динамика психологического и физического компонентов здоровья, происходило нивелирование уровней личностной и ситуативной тревожности, субъективного ощущения одиночества. Наряду с положительной динамикой интеллектуальных функций (оперативные память, мышление, оценочная функция) наблюдалось улучшение настроения и активности спортсменов с ОСЗ. Положительная динамика социализации и социальной интеграции шахматистов с ОСЗ может быть обусловлена данными, представленными в табл. 2, однако результаты интерпретации могут носить субъективный характер. Отметим, что отрицательный прирост в тестах уровня одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона, тест личной и ситуативной тревожности Ч. Спилбергера свидетельствуют об улучшении психоэмоционального состояния шахматистов с ОСЗ, обучающихся в РГСУ

Реализация концептуальной модели психограммы адаптивного шахматного спорта позволила 72 шахматистам выполнить разряды Единой всероссийской спортивной квалификации, 39 спортсменам получить международный шахматный рейтинг.

Заключение. Шахматы, как интеллектуальная дисциплина адаптивного спорта, позволяет рассмотреть индивида с отклонениями в состоянии здоровья целостно. Перспективы развития адаптивного шахматного спорта как механизма социализации и социальной интеграции целевого контингента базируются на широком спектре цифровых технологий, применяемых как на платформах открытых спортивных курсов, так и на облачных и стри-минг-платформах. Использование комплекса цифровых платформ и виртуальных образовательных систем позволяет наиболее полно преобразовывать интеллектуальный потенциал индивида с отклонениями в состоянии здоровья в спортивный результат. Синергия реализации концептуальной модели психограммы шахматистов в адаптивном спорте и осуществления комплексного педагогического контроля может способствовать эволюции научного знания в адаптивном спорте и переходу этой отрасли науки

на системный уровень. Сфера шахматного спорта, включая его адаптивные формы, является одним из приоритетов социальной политики, консолидирующей общество национальной идеей, так, она создает возможности для самореализации, социализации, развития интеллектуального потенциала, обуславливающих повышение качества жизни. Однако комплексное решение проблем вхождения шахматистов в равноправный социум, связанных с реализацией эффективной адаптивной спортивной подготовки, трудоемко и требует консолидации всех доступных ресурсов общества.

Литература

1. Абалян А.Г. Система комплексного педагогического контроля в подготовке спортсменов-паралимпийцев высокого класса: ав-тореф. дис. ... докт. пед. наук / А.Г. Абалян. - М., 2019. - 37 с.

2. Алифиров А.И. Теоретические и практические аспекты внедрения шахмат в российской школе / А.И. Алифиров, И.В. Михайлова, А.С. Махов, М.С. Белов // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 5. - С. 53-55.

3. Габбазова А.Я. Исследование интеллектуальных способностей шахматистов высокой квалификации / А.Я. Габбазова // Спортивный психолог. - 2014. - № 1 (32). - С. 19-22.

4. Дьяков И.Н. Психология шахматной игры на основе психотехнических испытаний участников Международного шахматного турнира в Москве в 1925 г. / И.Н. Дьяков, Н.В. Петровский, П.А. Рудик; Лаборатория экспериментальной психологии и психотехники Г.Ц.И.Ф.К. - М.: [изд. авторов], 1926. - 159 с.

5. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник / С. П. Евсеев. - М.: Спорт, 2016. - 616 с.: ил.

6. Михайлова И.В. Шахматы для лиц с нарушениями психического и интеллектуального развития / И.В. Михайлова, А.И. Алифиров // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 3. - С. 46-47.

7. Степанова О.Н. Управленческая деятельность тренера: виды, объекты, критерии эффективности / О.Н. Степанова, А.С. Махов, Е.Н. Латушкина, Ю.С. Бернина // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 3. - С. 66-68.

8. Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы / В. Штерн. - М.: Наука, 1998. - 335 с.

9. Юров А.И. Спортограмма и психограмма спортсмена / А.И. Юров // Теория и практика физ. культуры. - 2009. - № 12. - С. 67-68.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abalyan A.G. Sistema kompleksnogo pedagogicheskogo kontrolya v podgotovke sportsmenovparalimpiytsev vyisokogo klassa [Comprehensive pedagogical control system in elite Paralympic athlete training]. Doct. diss. abstra. (Hab.) . M., 2019. 37 p. Alifirov A.I., Mikhaylova I.V., Makhov A.S., Belov M.S. Teoreticheskie i prakticheskie aspektyi vnedreniya shahmat v rossiyskoy shkole [Introducing chess education in Russian school system: theoretical and practical aspects]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. no. 5, pp. 5355.

Gabbazova A.Ya. Issledovanie intellektualnyih sposobnostey shahmatistov vyisokoy kvalifikatsii [Study of intellectual abilities of elite chess players]. Sportiv. psikholog. 20l4. no.1 (32). pp. 1922. Dyakov I.N., Petrovskiy N.V.,Rudik P.A. Psihologiya shahmatnoyigryi na osnove psihotehnicheskih ispyitaniy uchastnikov Mezhdunarodnogo shahmatnogo turnira v Moskve v 1925 g. [Psychology of chess game based on psychotechnical tests of participants in International Chess Tournament in Moscow in 1925]; Laboratory of Experimental Psychology and Psychotechnics G.Ts.I.F.K. M., 1926.159 p. Evseev S.P. Teoriya i organizatsiya adaptivnoy fizicheskoy kulturyi [Theory and organization of adaptive physical education]. Textbook. M.: Sport publ., 2016. 616 p.: il.

Mikhaylova I.V., Alifirov A.I. Shahmatyi dlya lits s narusheniyami psihicheskogo i intellektualnogo razvitiya [Chess game application for people diagnosed with mental and intellectual disorders]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2017, no. 3, pp. 46-47.

Stepanova O.N., Makhov A.S., Latushkina E.N. et al. Upravlencheskaya deyatelnost trenera: vidyi, ob'ektyi, kriterii effektivnosti [Coach's management activities: types, objects, performance criteria]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2016, no. 3, pp. 66-68. Stern V. Differentsialnaya psihologiya i ee metodicheskie osnovyi [Differential psychology and its methodological foundations]. M.: Nauka publ., 1998. 335 p.

Yurov A.I. Sportogram and psychogram of athlete. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2009. no. 12. pp. 67-68. 10. Kozjakov R.V., Fomina S.N., Rybakova A.I., Sizikova V.V., Petrova E.A. Educating socialprofile specialists for working with a family of a child with health limitations: Competence approach. Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2015. v. 6. no. 1. pp. 1852-1861.

68

http://www.teoriya.ru

№ 1 • 2020 Январь | Yanuary

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.